Get Adobe Flash player

Мораль ребенка имеет свои особенности

Классические психоаналитики подчеркивают, что для ребенка мораль связана с содержаниями мышления, чувствования и поведения, способными избавить его от катастрофы наказания. Возможность наказания ребенок связывает с потерей объекта, потерей любви объекта и страхом кастрации. В связи с этим у него возникают вопросы, связанные с тем, как вести себя так, чтобы быть признанным родителями, не потерять их любовь и не провоцировать их злость и гнев. Ответы на эти вопросы являются основополагающими в принятии решений в отношении дифференциации плохих и хороших мыслей, действий, желаний, а также телесных ощущений, в зависимости от того, какую реакцию все это вызывает у родителей. Ребенок оценивает моральность или аморальность поступков на неосознаваемом уровне. Этот аспект имеет для ребенка очень большое значение. В то же время нужно иметь в виду важность для ребенка не только переживания наказания как такового, но и значение самого наказания в более широком метафорическом или магическом аспекте. Образование superegoо только частично связано с родительской дисциплиной. То, что, по мнению ребенка, заслуживает наказания, не полностью определяется поведением родителей в отношении к нему. На развитие морали оказывают серьезное влияние не только сексуальный, аутодеструктивный драйвы и инстинкт самосохранения, но и религиозное чувство.
Исследование переживаний детей выявило, что дети испытывают чувство вины даже тогда, когда родители не обращают особого внимания на их неправильное поведение и относятся к нему снисходительно. Иногда это выражается в том, что дети не думают о прямом наказании, но боятся наказания косвенного. Например, они думают, что будут наказаны тем, что заболеют или с ними случится что-нибудь неприятное.

Комментарии запрещены.