Get Adobe Flash player

Психологические защиты

Они  формируются в процессе интеракций между родителями и ребенком. В этот процесс включаются и другие виды отношений ребенка: с другими людьми, с объектами, например, игрушками как транзиторными (переходными) объектами. Интернализация этих интеракций формирует основу психологических защит Автор полагает, что развитие психологических защит начинается на втором-третьем году жизни и принимает участие в формировании символического мышления. С точки зрения наиболее ранней психологической защитой является отрицание.

Психологические защиты приобретают значение как инструментарий, противодействующий возникновению «болезненных эмоций, связанных с «патологическими «интроектами» (Dorpat, 1985). Термин «патологический «интроект» относится к «введенным» (интроецированным) в психику отношениям, связанным с чувствами страха, тревоги, наличия опасности. Здесь важен интерактивный аспект — интроецированность в психику переживаний, связанных с взаимодействиями. Психологические интроекты возникают и развиваются в результате усвоения травматических событий, психотравмирующих содержаний в отношениях.

Dorpat выделяет защитную беспомощность, выражающуюся в подходе «Я не могу» по отношению к различным ситуациям. Защитная беспомощность формируется в результате взаимодействий ребенка со сверхпротективной матерью, которая резко ограничивает самостоятельность ребенка и фактически поглощает его, выполняя за него необходимые для развития адекватные возрасту функции. Подход «Я не могу» является психологической защитой отрицания своей компетентности, самостоятельности, возможности делать что-то без помощи матери, а в дальнейшем и без помощи других людей. Отрицательные последствия защиты в форме «Я не могу» включают в себя зависимость, субмиссивность, задержку развития самостоятельности в принятии решений, неадекватность суждений о чем-либо; нарушения реалистического мышления, способности к объективной оценке реальности.

Комментарии запрещены.