Get Adobe Flash player

Терапевтическая задача в случае личностного расстройства

Она оказывается более сложной, коррекция длительной, а прогноз менее благоприятным, так как речь идет не об устранении конкретной дезадаптивной реакции на какой-то стрессогенный фактор, а об изменении структуры личности. В ходе терапии особое значение приобретает образовательная
функция аналитика (McWilliams, 1992), который обязан проинформировать пациента о том, как он (аналитик) воспринимает его проблему. Основной терапевтической задачей становится превращение ego-синтонных симптомов в ego-дистонные. По мнению Greenson (1967), специалист обязан создать условия для возникновения «рабочего альянса», несмотря на возможные явно выраженные собственные негативные реакции. Если при нарушении «невротического» уровня пациент видит в аналитике фигуру, оппозиционную лишь какой-то одной части своего Selfa, то уровень личностного расстройства характеризуется восприятием аналитика как человека, атакующего весь целостный Self носителя нарушения.

Такая ситуация неизбежно провоцирует недоверие к специалисту, преодоление которого требует взаимных усилий. На установление доверия может затрачиваться значительное количество времени (более года). Многое в этом процессе зависит как от формы личностного расстройства, так и от степени его тяжести. Особенно мало перспективными в этом плане являются антисоциальное расстройство и тяжелые степени нарцисстической патологии.

Психотический уровень нарушений диагностируется сравнительно легко, что объясняется наличием яркой симптоматики: галлюцинации, дезорганизованное поведение, бредовые идеи различного содержания и нарушения формально-логического мышления. Тем не менее, McWilliams (1992) обращает внимание на наличие большого количества людей, имеющих психотический уровень организации психической структуры, но не проявляющих свойственной им дезорганизации в поведении в обычных условиях, при отсутствии значительного стресса.

Комментарии запрещены.